Каменные бабы на Алтае древние памятники.

Каменные бабы на Алтае

 

Каменные бабы на Алтае – это еще одна категория памятников древности, связанная с богатыми курганами. В настоящее время изучено около 30 изваяний. Часть из них была выявлена и исследована в 1935 году экспедицией под руководством С. В. Киселева, вдоль Чуйского тракта. Семь таких изваяний обнаружено в Курайской степи, в урочище Тадила. Три каменных бабы найдены в урочище Кулада, одна – в урочище Тете, два изваяния в Сайлюгемской степи. Еще раньше была известна каменная баба близ села Белый Ануй. Каменные бабы на Алтае относятся к VII – IX вв.

Обычно каменная баба стоит около четырехугольной каменной оградки, с восточной ее стороны. Оградки сделаны из вертикально стоящих каменных плит. Размеры их колеблются от 1,5 до 3 метров.

Большей частью каменные бабы на Алтае – это сланцевые плиты, на которых древними скульпторами только намечены лицо, руки и некоторые детали костюма. Но есть и такие, которые своей выразительностью и отделкой поражают воображение современного человека.

Каменная баба “Кезер”.

Самая интересная из таких скульптур находится в урочище Тете, на левом берегу реки Чуя, в Курайской степи. Местное население именует это изваяние “Кезер”. Оно отличается от других каменных баб Алтая своими объемными формами. “Кезер” вытесан из зеленовато-серого гранита. Он установлен посредине восточной стенки четырехугольной оградки, внутри которой выложена площадка из камня. Каменная баба “Кезер” высотой 1,6 метра и в диаметре 0,75 м. Изваяние до колен врыто в землю.

Скульптура изображает длинноусого и длиннобородого мужчину. Усы его загнуты полукольцами кверху, а узкая и остроконечная бородка спускается на грудь. Над бородой виден маленький рот. Длинный нос, большие, близко поставленные глаза под толстыми надбровными дугами и длинная борода, придают “Кезеру” благообразный вид. Все детали лица – брови, глаза, нос и рот рельефно выделяются на лице за счет выемки окружающего их основного фона. Каменная баба “Кезер” обращена лицом на восток.

На голове его одета маленькая шапочка в виде усеченного конуса, а в уши вдеты кольчатые серьги. Левой рукой он взялся за пояс, а в правой руке, согнутой в локте, он держит за ручку небольшой узкогорлый кувшинчик.

Он подпоясан широким нарядным поясом, украшенным часто нашитыми выпуклыми четырехугольными бляхами. На правом боку, на вырезной бляхе пояса, укреплен полукруглый мешочек, а с левой стороны на двух ремешках, продетых в петли ножен, висит изогнутая сабля с прямой рукоятью и перекрестьем.

Общее впечатление таково, что мужчина застыл в молитвенной позе, закрыв глаза, и, не двигая губами, шепчет слова молитвы.

Назначение каменных оградок и изваяний.

Все каменные бабы на Алтае имеют много общего в своей внешности. Все мужчины изображены в шапках, в одеждах, подпоясанных нарядными поясами. На поясе обычно висит сабля, а иногда вместе сабли кинжал или нож. В руках изваяния держат кувшинчики.

Как уже отмечалось, изваяния обычно стоят у оградок или у неогороженных площадок из камня. Кроме оградок с каменными бабами, на Алтае в большом количестве встречаются оградки другого типа. Здесь нет изваяний, а вместо них стоят камни.

Каменные оградки.

Много таких оградок известно в урочище Кудыргэ, в Курайской степи, у Чибита, у Бугузуна и в других местах Горного Алтая.

Обычно эти оградки квадратной формы. Они заполнены камнями, образующими невысокую насыпь. Стенки таких оград ориентированы по сторонам света. От углов восточной стенки отходят одна – две вереницы камней, врытых в землю на ребро. Они возвышаются над землею всего на полметра или чуть-чуть выше. Расстояние между камнями часто равняется 5-6 метрам. У некоторых оградок их насчитывается всего 2-3 таких камня, но у других число их превышает 25 и более. Эти ряды камней археологи называют “усами”.

Каменные бабы на Алтае в урочище Тадила были раскопаны для исследования. В одной из них, в центре под насыпью, открылась круглая ямка. Там оказались куски истлевшего дерева, а также обожженные гальки. Никаких костей или других предметов не было обнаружено.

Под насыпями курайских площадок находили отдельные кости барана и лошади, а также угли и золу. В кудыргинских оградках, примыкающих друг к другу, встречались вещи (ножи, удила и др.).

Каково же назначение каменных оградок, площадок и изваяний?

В. А. Евтюхова, исследовавшая этот вопрос, пришла к выводу, что каменные оградки, площадки и изваяния вместе с курганами составляют единый погребальный комплекс. Оградки не случайно расположены поблизости от курганов. Это – алтари, места поминальных жертв, приносимых тем, кто похоронен в курганах.

М. П. Грязнов считает оградки с камнями погребениями тюркских войнов с сожжениями трупов. Каменные бабы на Алтае изображают самих умерших. Это их скульптурные портреты. Скульпторы стремились добиться портретного сходства изваяния с умершим человеком в изображении овала лица, формы усов, бороды, отдельных деталей костюма.

Каменные бабы на Алтае

Что касается вереницы камней около оградок, то они изображают врагов, убитых в бою умершим: рядовых – необработанные камни, а выдающихся – “балбалы” (грубые изображения). При этом во главе ряда первым “балбалом” ставили наиболее значимого врага.

Каменные бабы на Алтае ставились не около курганов, где похоронены знатные лица, а у поминальных площадок.

 

Литература  А. Уманский   “Памятники Культуры Алтая”.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *