Афанасьевская эпоха на Алтае, это переход от камня к бронзе. Начался он в XVIII веке до н. э. Она получила свое название от Афанасьевской горы в Красноярском крае, где в 1920 году был исследован первый могильник этой эпохи.
На Алтае пока известна одна стоянка и несколько могильников Афанасьевской эпохи. Случайные находки, в основном керамики, были обнаружены на выдувах песчаных дюн Верхней Оби.
Стоянка афанасьевской эпохи в Куюме.
Найдена и исследована афанасьевская стоянка в Куюме по реке Катунь. Здесь оказалось двуслойное поселение. Нижний слой принадлежал неолитической стоянке, а верхний – содержал остатки афанасьевского поселка. Обломки посуды и наконечники стрел, вперемешку с кремневыми пластинками и костями диких и домашних животных.
Тут же был обнаружен небольшой могильник (11 погребений). Все могилы имели невысокие насыпи. Большинство покойников, судя по положению костей, были положены на спину, с согнутыми в коленях ногами. В двух случаях со взрослыми были погребены дети.
Часть костяков была окрашена охрой, как это делалось в новокаменный век. Из вещей были найдены костяное шило, рукоятка пластинчатого медного ножа и кости барана. В каждой могиле, в ногах покойника стоял яйцевидной формы горшок. Все горшки украшались простеньким елочным арнаментом. Два сосуда имели ушки и, видимо, подвешивались над костром. У других было остроконечное дно, предположительно они ставились в специальные ямки или между камней очага. В первом случае для хранения пищи, а во втором для приготовления. Иначе они не могли применяться в быту из-за острого дна.
Погребение афанасьевской эпохи на берегу реки Куроты.
Афанасьевская эпоха на Алтае включает в себя еще 12 погребений на восточном берегу реки Куроты, в 1,5 км от ее впадения в реку Урсул. Могильник был исследован в 1935 году московским археологом С. В. Киселевым.
Из 12 погребений археолог раскопал 9. На трех из них вместо насыпей были сделаны выкладки из камней в виде колец. На двух, вообще, ничего не оказалось. Ямы в некоторых могилах были перекрыты деревянным накатом или каменными плитами.
“Скорчаки” (скелеты умерших) лежали на спине, подложив “руки” под головы, и были сильно окрашены в красный цвет.
В это время умерших хоронили в скорченном положении. При этом им связывали ноги, сгибая их в коленях. Этот обычай возник из страха перед мертвыми, боязнью их прихода с того света, чтобы причинить вред живым сородичам. Связав ноги мертвецу, живые страховали себя от его козней.
К сожалению могильник был частично разграблен. Вещей было обнаружено немного: каменная колотушка, лежавшая на коленях одного “скорчака”, каменный пест, костяной перстень, несколько височных медных колец, костяные лопаточки, кости яка и когти беркута. Против “плеча” костяка обычно стоял плоскодонный сосуд, а в одной могиле – курильница на поддоне.
Быт людей афанасьевской эпохи на Алтае.
Афанасьевская эпоха на Алтае – это время первого знакомства племен с металлами, когда в материальной культуре эти племена еще в основном сохраняют неолитический облик.
Переход от каменных орудий к металлам означал целую революцию в производстве. Но это произошло не сразу.
На Алтае “афанасьевские” племена расселялись от Телецкого озера (по Бии) и среднего течения Катуни – на юге, приблизительно, до Барнаула (по Оби) – на севере.
Люди занимались охотой, собиранием ягод, корений, орехов и рыбной ловлей. Охотились не только на крупных животных (маралов), но и из лука били мелких зверей – лисицу, зайца, бобра, а также птицу. Звери, рыбы, птицы – все это можно было добыть в поймах рек, поэтому деревеньки “афанасьевцев” лепились по берегам рек и озер.
Афанасьевская эпоха на Алтае продолжалась развиваться. В это время у людей этой эпохи появилась новая отрасль хозяйства – скотоводство. Они приручили овец, коз, кости которых находят на поселениях и в могильниках.
Скотоводство было в зародышевом состоянии, это было “мясоводство” по существу. Животных было не много и они содержались в неволе. В случае неудачной охоты у людей всегда было мясо.
И тем не менее, был сделан первый шаг по пути к первому крупному общественному разделению труда, когда пастушеские племена выделились из основной массы варваров.
Старыми неолитическими способами они изготавливали каменные орудия труда. Велось производство орудий для охоты – топоры, наконечники стрел, метательные шары, а из кости делали иглы и рыболовные крючки. Они обрабатывали кожу и спирально-ленточным способом лепили сосуды.
Добыча меди в афанасьевскую эпоху.
Афанасьевская эпоха на Алтае ознаменовалась главным достижением – это добыча меди. С помощью холодной ковки (каменным молотом на каменной наковальне) они изготавливали наконечники копий, ножи, а также украшения. Первоначально, видимо, использовалась для поделок самородная медь и лишь потом началось восстановление ее из руды.
Таким образом, и в производственной технике “афанасьевцы”вплотную подошли к порогу, за которым начинался промышленный переворот.
Но происшедшие изменения в их хозяйстве вполне еще уживались с материнским родом. Приручение животных было делом целого коллектива, и сам скот был общей собственностью сородичей.
Афанасьевская эпоха на Алтае, а именно люди считаются прямыми потомками европеоидов каменного века. Как установлено по костным остаткам, они отличались крепким сложением, высоким ростом, резко выделяющимся на лице носом, широким лбом и другими признаками, типичными для кроманьонского человека.
Литература: А. Уманский. “Памятники Культуры Алтая”.